Арт-медиации Русского музея  - всегда новые впечатления и приятное послевкусие! Выставка "Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту" в Мраморном дворце не стала исключением и удивила оригинальной дизайнерской концепцией Анатолия Голышева (с архитектурным центром, соединяющим все выставочные залы, "ковчегом" с произведениями, который ведет к Млечному пути), символичным названием и богатством культурных смыслов.   В сопровождении Алексея Григорьевича Бойко (Лауреата государственной премии РФ в области литературы и искусства, главного специалиста по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея, кандидата искусствоведения) участники арт-медиации оказались в "параллельных вселенных" и максимально погрузились в архитектуру экспозиционно-выставочного пространства. В семи залах Мраморного дворца в рамках проекта, реализованного совместно с Музеем AZ, представлены 220 произведений 36 художников-нонконформистов из частного собрания Натальи Опалевой (известного коллекционера, создателя и генерального директора Музея AZ (ранее это был музей одного художника - Анатолия Зверева). Таинственный мир нонконформистов располагал к активной рефлексии и сотворчеству. И, казалось бы, в таком путешествии во времени (от абстракции к артефакту) вопросов больше, чем ответов, но благодаря интересно выстроенному маршруту, профессиональной  коммуникации арт-медиатора участники смогли не только увидеть, но и прочувствовать всю силу философии искусства нонконформизма и динамику художественного восприятия дуальности мира (размышлений о миропорядке, природном естестве, о мудрости бытия, восхождении к космосу), получить новый культурный опыт. Продуманная концепция выставки стала основой эстетики музейного дизайна и триумфальной репрезентации нонконформистского искусства. Примечательно, что данный проект -  уже не первый опыт сотрудничества Русского музея с Московским музеем AZ. Еще свежи воспоминания о выставке «Лики / Лица / Морды», организованной в январе прошлого года. На волне успеха межмузейное партнёрство продолжилось, что позволило показать эволюцию нонконформистского искусства (прежде всего живопись и графику мастеров московского андеграунда 1960–1980-х годов)  от абстракции к арт-обьекту. Алексей Григорьевич блестяще расставил художественные акценты и наметил точки опоры при восприятии и интерпетации нонконформизма. Участникам арт-медиации стали ближе не только "супрематические произведения" Анатолия Зверева, артефакты Франциско Инфантэ, семиотическая живопись Юло Соостера, конструкции Игоря Шелковского, цветоживопись Юрия Злотникова, художественная экспрессия Евгения Михнова-Войтенко, но и других известных авторов. Выставка демонстрирует пресечение  художественных направлений. В экспозицию вошли работы авангардистов разных лет. Каждый автор создал свою художественную вселенную и нашёл свой путь в искусстве, в диалоге со временем и пространством, с человеком и природой. Идеи авангардистов актуальны и сегодня, они во многом созвучны нашей реальности. Концептуальная медиаинсталляции Платона Инфанте, авангардная музыка Николая Каретникова и документальный фильм "Чёрный квадрат" о неофициальном искусстве 1953-1988 годов сделали восприятие проекта более эффектным, зрелищным, содержательным;  способствовали рождению новых культурных смыслов. В стремительном "движении к свободе" и саморганизации; интеграции разных видов, форм и техник искусства сформировалось нестандартное художественное пространство, обладающее мощным потенциалом воздействия, которое нуждается  в философской рефлексии, экзистенциальном созерцании и художественной интерпретации произведений как текстов со своей знаковой системой. Путешествия с Алексеем Григорьевичем  по "параллельным вселенным", удалос найти следы, оставленные нонконформистами, и  посмотреть на сегодняшний мир другими глазами, с других ракурсов. Произведения художников, действительно, заряжены особой энергией и передают важные сигналы цифровому обществу, словно предостерегая от новых культурных потрясений.