Сегодня Валентину Самарину - 95.
Валентин Самарин родился в Ленинграде в 1928 году. Учился на физическом и философском факультетах Ленинградского университета, в мореходном училище, в театральном институте, на филологическом факультете педагогического института. В 1960 – 1962 году находился в тюремной психиатрической больнице на Арсенальной улице за антисоветскую деятельность. В 1980 году был помещен в психиатрическую больницу на три месяца за нонконформистскую активность. В 1981 году покинул СССР с лишением гражданства и поселился в Париже как политический беженец. В 2006 году В. Самарину возвращено гражданство Российской Федерации. С 2004 года живет и работает в Санкт-Петербурге и Париже.
В среде ленинградского андеграунда 1970-х годов было немало оригиналов и чудаков. Но даже среди них Валентин Мария Тиль Вальгрек Самарин выделялся. Фигуру в черном костюме, цветном платке вместо галстука, берете, можно было встретить практически на каждой художественной акции «второй культуры». Он был в постоянном движении – появлялся, поднимал фотоаппарат высоко над головой, снимал, молниеносно включался в обсуждение любых проблем и так же неожиданно исчезал. При несомненной образованности и интеллектуальности, он начисто был лишен тяжеловесности и догматизма. Он мог без раздумий поддержать любую авантюру, если считал, что она на пользу современному искусству. Альтруизм, легкость, преданность искусству были столь безграничны, что вызывали у некоторых недоумение и сомнение в его психической полноценности.
В снимках Валентина Самарина пространство и время лишаются своей определенности, гравитация не работает, формы теряют четкость и однозначность. Это прорыв в иные миры, за пределы бренности и мирской суеты, в сферу надличного и трансперсонального. Как и основоположники абстракционизма (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан), В. Самарин стремится проявить (выявить) невидимое, сверхчувственное – идеи, мета-реальность, архетипы, духовные сущности, истинную действительность.
Вообще творчество Валентина Самарина уникально по ряду соображений. Во-первых, используя фотографическую технику, которая по своему назначению призвана тиражировать изображение, Валентин создает единичное и неповторимое (даже для самого автора) произведение. Во-вторых, он радикально пересматривает саму природу фотографирования. Если традиционно фотография интерпретировалась в терминах физики и химии, то он внес психологическую, точнее парапсихологическую или трансперсональную доминанту. Наконец, его беспримерная в течение 50 лет устремленность художественного проникновения в метафизические глубины бытия делает саму его жизнь уникальной художественной акцией.